Школьная психологическая служба

 

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с учащимися

ПОЛОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Каждый несовершеннолетний должен знать и своей сексуальной неприкосновенности. Это очень важно. Статистика показывает, что около 9 из 100 юношей подвергаются изнасилованию. Обычно насилуют именно знакомые подростка. 20 из 100 девочек старших классов школы пострадали от физического или сексуального насилия со стороны также знакомых партнеров. Но как поговорить с ребенком на эту непростую, если не сказать пугающую тему? Эксперты по защите прав ребенка советуют говорить об этом с раннего возраста, используя понятия “хорошее”, “плохое” и “интимное” прикосновение. Объясните ему, что к хорошим прикосновениям относятся дружеские объятия, похлопывание по спине и поцелуй в щечку, а к плохим – удар или толчок. К интимным – когда кто-то хочет прикоснуться к подростку, говоря, что не нужно об этом никому рассказывать. Будьте уверены в том, что в случае возникновения такой ситуации, ребенок ответит “нет”.

Кроме того, рекомендуется использовать купальник или плавки, как наглядное пособие для ребенка с целью определения интимных мест. Вы можете сказать ему, что к любому месту, которое прикрывается купальником или плавками, никто не должен прикасаться. По мере взросления ребенка можно рассказать об этом более детально.

Обязательно нужно объяснить ребенку, что никогда не следует:

– Подходить к незнакомому взрослому ближе, чем на метр, особенно если он находится в автомобиле.

– Входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд.

– В одиночку идти со взрослым – как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом.

– Садиться в машину со знакомыми и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала нужно папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается – поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше – женщиной, к примеру, с соседкой или мамой школьного приятеля).

– НИКОМУ, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы – и тем более нельзя трогать никого из взрослых, или более старших ребят. Даже если они об этом очень попросили и предложили щедрое «вознаграждение», даже если это близкие родственники, и даже если они заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».

Еще нужно объяснить ребенку, что если на него все же напали, обманули, запугали и сделали все то, чего делать права не имели – надо рассказать об этом тем, кому доверяешь – и как можно раньше! Часто дети не решаются сказать матери о действиях отчима, отца или деда из страха, что мать просто не поверит или потому, что это будет слишком тяжелым ударом для нее. Однако если мама или кто-то из очень близких проведут беседу об этих опасностях первыми – ребенок будет понимать, что в случае беды именно этому взрослому можно довериться. Увы, нередко бывает, что матери вполне в курсе происходящего, но либо делают вид, что ничего не знают, либо вообще махнули на это рукой – что часто встречается в асоциальных семьях. В этом случае ребенку очень повезет, если на его пути встретится кто-то (соседи, учителя, родители друзей), кто объяснит, что с этой бедой можно и нужно обращаться в полицию, органы опеки, психологические службы.

Ребёнок должен быть информирован о возможности насилия в доступной для его понимания форме. При этом необходимо учесть, что возраст около 25% жертв сексуального насилия составляет меньше 7 лет, поэтому чрезвычайно важно понять, что делать и как разговаривать с ребёнком, в зависимости от его возраста.

Психологи дают такие рекомендации:

• 18 месяцев – необходимо научить ребёнка правильным названиям частей тела.

• 3-5 лет – необходимо научить ребёнка правильным
названиям интимных частей тела и помочь ему научиться говорить «нет» в ответ на любое сексуальное предложение. Дать ребёнку прямые ответы, в соответствии в доступной для его понимания форме на его вопросы о сексе.

• 5-8 лет – научить ребёнка правилам безопасности на улице и помочь ему научиться отличать симпатию от сексуальных претензий. Необходимо поощрять ребёнка к тому, чтобы он рассказывал взрослым о любом испугавшем его событии.

• 8-13 лет – научить ребёнка основным приёмам самозащиты (знать номер полиции, не стыдится звать на помощь и привлекать к себе внимание в случае опасности) и объяснить ему основные правила приемлемого сексуального поведения.

• 13-18 лет – рекомендовано обучение навыкам персональной защиты для предотвращения венерических заболеваний и нежелательной беременности, знакомство с понятием «изнасилование» и правилам безопасности для того, чтобы не стать жертвой этого преступления.

2. Говоря о сексуальном насилии, необходимо избегать чрезмерного запугивания.

Хотя немаловажно, чтобы ребёнок был достаточно обеспокоен опасностью стать объектом насильственного поведения взрослых, тем не менее, необходимо, чтобы он был и достаточно уверен в своей способности, в случае необходимости, избежать такой ситуации.

3. Необходимо обстоятельно объяснить, чем нормальные прикосновения отличаются от «ненормальных», создающих у ребёнка ощущение дискомфорта или смущения.

4. Необходимо объяснить ребёнку, что у него есть права – право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда прикосновения к их телу доставляют им неприятные ощущения.

5. Важно побудить ребёнка сразу же рассказать Вам, если взрослый человек, кем бы он ни был, прикасался к нему.

6. Обсудите с ребёнком, какими приёмами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь их в сексуальные действия.


Информация об оказании консультативной помощи в МБОУ СОШ №9 имени П.Ф. Захарченко для обучающихся и их родителей

По всем вопросам, связанным с оказанием психолого-педагогической помощи в период зимних каникул, вы можете обратиться к педагогу-психологу МБОУ СОШ  №9 им. П.Ф. Захарченко Нестеренко Светлане Александровне . Консультации для учащихся и их родителей проводятся при личном обращении, в телефонном режиме 8 961 526-05-94, в социальной сети ВКонтакте в сообществах :    Комната доверия  https://vk.com/club196539936 Муравейник https://vk.com/club19657352 Уроки психологии https://vk.com/club198440086   Родительский клуб «Надежда»  https://vk.com/club196578644

Зимние каникулы без разочарований: 5 советов от детского психолога

Психолог Екатерина Бурмистрова о том, как извлечь пользу от зимних каникул для себя, не ущемляя при этом детей.

1. Мы бежали, а теперь надо сбросить темп 

По наблюдениям психологов, есть типичные проблемы рабочих периодов, а есть типичные проблемы выходных дней — каникул и праздников. Жизнь в эти периоды устроена по-разному, она отличается, как пирожки с разной начинкой.

И еще есть период адаптации — перехода от одного состояния к другому. Вот люди бежали, бежали, учебный год длился, длился, потом раз, — полугодие закончилось. Вроде все ждут каникул и праздников, потому что устают: взрослые на работе и дома — со школьными занятиями, дети — в школе: и дни короткие, и слишком высокий темп.

Наступает долгожданный отдых, но оказывается, что первые два-три дня люди не могут найти себе места, им хочется бежать дальше.
Привычка бежать в очень высоком темпе есть у многих — она продиктована самой жизнью, а вот умение сбросить темп присутствует не у всех.

2. Расскажите друг другу о своих ожиданиях 

Когда все остаются дома на длительное время, оказывается, что нужно передоговариваться о ролях. В однокарьерной семье кто-то работает и проводит больше времени вне дома — чаще это мужчина, и в детско-домашнем кругу он участвует минимально, а кто-то как раз полностью включен в жизнь детей, в быт, и именно этому посвящено все его время — здесь чаще всего речь идет о женщине.

В однокарьерной семье люди ждут от праздников разного. Женщины ждут, что мужья начнут больше включаться в домашние дела, возьмут больше ответственности, больше инициативы, что-то будут придумывать. Часто этого не происходит, ведь к моменту праздников работающие люди доходят совершенно в загнанном виде, им хочется расслабиться, лежать, ничего не делать, и это вызывает большую обиду.

Еще, например, мама, которая сидит с детьми, хочет каких-то других впечатлений и лучше вне дома — гости, поездки. А мужчина, который много бывает вне дома, наоборот, может хотеть сидеть в норе. Это типичный конфликт, который очень понятен, у каждого из его участников — своя правда.

Так что перед праздниками хорошо бы договориться и согласовать, проговорить ожидания. Понятно, что тот, кто не ходил ежедневно на работу на целый день по восемь часов, забывает, какой это тип усталости. А тот, кто никогда не водил детей по кругу — одни и те же занятия, школа, магазин, не понимает, что от этого тоже нужно отдыхать, потому что это работа, и еще какая. В бикарьерной семье с этим попроще, потому что люди больше понимают друг друга в этом смысле, больше на одной волне.

Среди моментов, о которых стоит договариваться, например, такие — мама хочет позвать гостей побольше, а папа вообще не выносит детского шума, или не любит конкретных гостей, или вообще не любит больших компаний. Перед праздниками надо обсудить, в какие дни и на какое время приглашать родственников. Кто-то считает необходимым провести какое-то количество времени с родственниками со своей стороны. Или родственники считают важным прийти и посмотреть на детей.

Очень важно, чтобы в организации выходных отводилось место мужским инициативам. Нередко женщины обижаются, что мужчины оказываются в стороне. Но, по сути, инициативы мужчин давно затоптаны, отторгнуты и им нет места: мама заранее, с октября-ноября планирует программу праздника и предъявляет в готовом виде.

Согласование ожиданий очень важно не только для супругов, но и для детей. Бывает, что и дети ждут чего-то другого, чем им собираются предложить родители. Родители думают: «Сейчас мы возьмем билеты на елочки, на спектакли, пойдем в гости». А дети подросткового возраста часто никуда не хотят идти или хотят идти с ровесниками.

Здорово было бы собрать всю семью, создать лист пожеланий с несколькими колонками – что хочет папа, что хочет мама, что хотят дети. Каждый пишет пять «хочу», три «не хочу», потом все садятся и обсуждают.

3. Лучший отдых – смена активности и впечатлений 

В первые дни каникул дети могут ходить совершенно не пристроенные, требовать постоянно какого-то внимания, чтобы их развлекали. И именно в новогодние праздники все вокруг поощряет какое-то интенсивное проведение времени — елки, спектакли, праздники.

Некоторые с дошкольником, со школьником каждый день куда-то ходят. То есть неделя или две каникул оказываются не менее интенсивными по содержанию, чем рабочий год. Это понятный выбор, потому что дети чем-то заняты, их не надо развлекать, они не стоят над душой, не мучают, не сидят около экрана, не «маются дурью».

Но есть вопрос: что для вашей семьи в этот период лучше? Ведь полноценный отдых – это смена активности и видов деятельности.
Мне кажется, что и дети, и взрослые устают от интенсивности впечатлений. И многие люди решают каникулы проводить по-другому – сменить тип впечатлений. Не гонка по городу на какие-то мероприятия – развивающие или развлекательные, а смена ритма жизни на более природный, сельский: лес, лыжи, костры, просто сидение на даче. Если все не против, очень здорово продумать совместные игры, например настольные. Здорово, если сохраняются какие-то традиции, вроде шарад, домашних спектаклей.

4. Не обижайте родителей отказом от Нового года 

В нашей культуре особый момент – Рождество празднуется после Нового года и люди, которые считают Рождество основным праздником, часто дети тех, кто главным зимним праздником воспринимает Новый год. Здесь необходим очень бережный и внимательный подход.

Надо стараться не обижать отказами старшее поколение. И в то же время согласовать, чтобы Рождество не стало вторым, малозаметным праздником. Иногда это очень сложно, потому что Новый год долго был единственным волшебным праздником и таким остался в массовой культуре. Для компромиссов есть масса мягких вариантов – вкусный рыбный стол, подарки, которые делятся надвое, причем самые значительные родители готовят на Рождество. А детям можно объяснять все, как есть.

И это можно сделать очень красиво, рассказав о том, почему бабушки и дедушки празднуют Новый год именно так, рассказать об истории Церкви в советский период, а также то, как запрещали Рождество и все с ним связанное, в том числе елку, и как потом ее разрешили, но уже как новогоднюю. И у нескольких поколений не было праздника Рождества, был только Новый год. Эти объяснения лучше помогут понять бабушек и дедушек, и у них не будет ощущения борьбы в семье.

5. Сходите куда угодно, но только вдвоем 

Да, планируя длинные выходные, мы в любом случае учитываем интересы детей. Но очень важно, чтобы у взрослых тоже был глоток воздуха — время на себя, а потому стоит продумать, как оставить детей на какое-то время. Здорово, если в каникулы будет хоть один супружеский выход.

Я вообще за то, чтобы семья собиралась в разных сочетаниях: родители без детей, один родитель с одним ребенком, дети без родителей. Очень часто люди мало видятся в течение рабочих дней и им кажется, что праздники они должны полностью провести вместе. Здесь нужна гибкость.

И родительский выход нужно сделать частью традиции семейных праздников. Если совсем невозможно оставить надолго, то надо продумать, как оставить детей хотя бы на час и отправиться в самое ближайшее кафе, просто сменить обстановку.  Мне кажется, если в семье есть дети, с которыми можно обсуждать планы, до них можно донести: “Мы хотели бы пойти вдвоем в кино, или послушать музыку, или сходить в гости без вас. Только папа и мама”.

При грамотных договоренностях праздник может состояться у всех – и без несбывшихся ожиданий.

Памятка для родителей: «Безопасность детей в период зимних каникул»

Уважаемые родители!
Убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей в период зимних каникул. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма.

Обсудите вместе с ребёнком, чем он будет заниматься, и как лучше распланировать его время:
1. Определите режим и свободное время ребенка, воспользуйтесь рекомендациями классного руководителя.
2. Контролируйте дистанционно нахождение ребенка в течение дня.
3. Запретите посещение мест массового нахождения граждан.
4. Напомните о правилах дорожного движения, научите быть предельно внимательными на дороге, в транспорте, вблизи водоемов.
5. Поговорите с детьми о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности и обращения с электроприборами.
6. Не разрешайте на улице разговаривать с незнакомыми людьми.
7. Предупредите о необходимости соблюдения мер безопасности при обращении с острыми, колющими и режущими предметами, легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществам.
8. Не оставляйте без присмотра лекарственные
средства.
9. Установите нормы пользования гаджетами: продолжительность непрерывного занятия за компьютером для детей в возрасте с 7 – 12 лет составляет 20 минут, а старше – не более 30 минут.
Также необходимо соблюдать профилактические меры с целью защиты от коронавирусной инфекции:
1. Исключите контакты с людьми, имеющими признаки ОРВИ.
2. По возможности избегайте мест массового пребывания людей.
3. Как можно чаще мойте руки с мылом или обрабатывайте их специальными дезинфицирующими средствами.
4. Старайтесь не прикасаться руками к лицу.
5. Максимально избегайте соприкосновения с различными поверхностями в общественных местах.
6. Ограничьте приветственные рукопожатия.
7. Надевайте одноразовую медицинскую маску в местах большого скопления людей.
8. Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь, и проводите в нем влажную уборку.
9. Ведите здоровый образ жизни: высыпайтесь, правильно питайтесь, не забывайте о регулярных физических нагрузках.
Будьте внимательны и здоровы!