Функциональная грамотность
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
---|---|
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования
Нормативные документы
Федеральные нормативно-правовые документы
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ООП
Региональные документы и материалы
Письмо от 23.10.2023 г. № 47-01-13-20620/23 – “О развитии функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году“, включающее приказ от 10.10.2023 г. № 2935 “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2023-2024 учебном году”
Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики. Сборник материалов
П
Муниципальные документы и материалы
Приказ от 26.10.2023 г. № 1213 – “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций МО Брюховецкий район в 2023-2024 учебном году”
Школьные документы
Приказ от 26.08.2023 г. № 591-о – “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 9 им. П.Ф. Захарченко в 2023-2024 учебном году”
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 9 им. П.Ф. Захарченко в 2022-2023 учебном году
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение». - Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ – открыть
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности – открыть
- Учебное пособие НИМРО “Уроки формирования функциональной грамотности” – открыть
- Практические рекомендации “Компетенции “4К”: формирование и оценка на уроке” – открыть
- Электронный банк заданий по читательской грамотности
- Электронный банк заданий по математической грамотности
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
- Электронный банк заданий по креативному мышлению\
- Примеры заданий по математической грамотности
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы