Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Итоговая аттестация

Функциональная грамотность

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
​5. Креативное мышление​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования

Нормативные документы

Федеральные нормативно-правовые документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ООП

Региональные документы и материалы

Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 г. № 2979 – “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края”

Приказ от 19.12.2022 г. № 3268 – “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2022-2023 учебном году”

Комплексные работы по оценке уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся 5-8 классов

Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики. Сборник материалов


Письмо МОНиМП КК от 17.09.2021 № 47-01-13-20622 по ресурсам функциональной грамотности 

Муниципальные документы и материалы

Приказ от 26.12.2022 г. № 1517 – “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций МО Брюховецкий район в 2022-2023 учебном году”

Школьные документы

Приказ от 26.12.2022 г. № 591-о – “Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 9 им. П.Ф. Захарченко в 2022-2023 учебном году”

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 9 им. П.Ф. Захарченко в 2022-2023 учебном году

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах: